Контакты прибалтийско-финского населения со славянскими народами


из статьи В.А. Тишко, С.В.Чешко. Прибалтийско-финские народы России М. Наука 2003

... Так, в частности, прибалтийско-финские народы России формировались и развивались в тесных контактах между собой и со славянским населением.

В результате у них сложились во многом сходные культурные комплексы, этнокультурные процессы шли в значительной мере в одном русле, одной из доминант их развития на протяжении последних столетий была аккультурация в общероссийском пространстве под воздействием главным образом русской культуры.

В отечественной исторической науке неоднократно исследовался вопрос о взаимодействии славян и финноязычных народов. Тот факт, что Российское государство уже изначально формировалось как полиэтничное, втягивая в свой состав и в орбиту своего влияния различные, в том числе финские племена, не вызывал сомнения ни у кого из исследователей, начиная с Н.М. Карамзина (Карамзин, 1842). Летописи сохранили об этом достаточно богатый и достоверный материал. Так, Повесть временных лет, составленная в начале XII в., дает перечень волжско-финских и прибалтийско-финских народов, находившихся в той или иной форме политического союза или зависимости от славян. Это - чудь, весь, меря, черемисы, мордва, пермь, либь (ливы), югра .

Не подвергался сомнению и тот факт, что в лесной зоне Восточно-Европейской равнины славяне расселялись на землях, уже занятых финноязычными народами. Вместе с тем процесс славянского расселения и характер их взаимоотношений с финноязычными племенами оценивался учеными по-разному. Ряд исследователей считал, что этот процесс шел бесконфликтно: финское население при продвижении на территорию их расселения славян постепенно отступалo на свободные и окраинные земли без каких-либо столкновений. Наиболее аргументированно против этой точки зрения выступил в свое время И.И. Соболевский, который, основываясь на данных тех же самых летописей, показал, что невозможно отрицать многочисленные столкновения славян с автохтонным населением так же, как и тот факт, что значительная его часть постепенно влилась в состав русского населения (Соболевский, 1891). Особые споры вызывала проблема культурного воздействия финских племен на славянское население. Некоторые, как, например, С.В. Ешевский, полагали, что в силу малочисленности и относительной отсталости финноязычного населения это воздействие не могло быть значительным. Он считал, что финские племена не оказали никакого влияния на формирование "русского народного типа" (Ешевский, 1900). Другие исследователи считали, что именно смешение русских с местным финноязычным населением привело к складыванию особенностей северного великорусского населения - их физического облика, умственного склада, говора и т.д. (см., например: Платонов, 1917).

Проблемами русско-финских контактов занимались крупнейшие историки дореволюционной России: С.В. Соловьев, Д.И. Иловайский, В.О. Ключевский и многие другие. Особое значение решению этой проблемы придавал Н.И. Костомаров (Костомаров, 1904). Эта проблема привлекала внимание ученых и позже. Широкий резонанс в 1930-е годы получила дискуссия между Д.К. Зелениным, с одной стороны, и М.К. Маркеловым (Маркелов, 1930) и С.П. Толстовым (Полетов, 1930), с другой. В статье, опубликованной в 1929 г., Зеленин, признавая смешанное происхождение русского народа, отрицал в то же время наличие в нем финно-угорского элемента (Зеленин, 1929). Зеленин написал эту статью с целью опровергнуть построения М.Н. Покровского, который считал, что неславянская примесь у русских составляла чуть ли не 80% (Покровский, 1933). Оппоненты Зеленина, оперировавшего преимущественно этнографическими материалами, указывали на то, что данные археологии, относящиеся к периоду формирования древнерусской народности, свидетельствуют об ином. Дальнейшие исследования показали сложную картину межкультурного взаимодействия славян и прибалтийско-финских народов, которое определило их современный культурный облик. Из недавно вышедших последних крупных работ, связанных с этой темой, следует отметить, в частности, коллективный труд "Русский Север: Этническая история и народная культура ХП-ХХ вв." (2001 г.) и монографию В.В. Седова "Славяне: Историко-этнографическое исследование" (2002 г.).



Развитие культуры народов Северо-Западного края России ни в коей мере не прекращается, но оно идет в иных условиях. То, что доиндустриальная культура прибалтийско-финских народов постепенно замещалась новыми формами, складывавшимися в XX в., вовсе не означает культурной деградации. Подобные процессы характерны для всей нашей страны и для всего мира.

В этой связи стоит отметить, что ставший популярным в 1990-е годы в среде ряда финноязычных культур России лозунг о "национальном возрождении", подразумевавший возрождение этнических культур, многими его приверженцами истолковывался в таком аспекте, который не может быть продуктивным в силу самой необратимости исторического процесса. Отражением неисторического подхода к осмыслению как прошлого, так и современности может служить деятельность ряда общественных и общественно-политических организаций финноязычных народов России, возникших в 1990-е годы. Достаточно вспомнить подчас сложное взаимодействие некоторых из них с республиканскими органами власти Республики Карелия. Это касалось, в частности, определения статуса финноязычных народов республики и их языков, обеспечения возможностей их для поступательного этнокультурного развития и т.п. Такой диалог нередко принимал чрезмерно политизированные формы, сопровождаясь избыточным ажиотажем на почве "национального возрождения"….

 



Наставление

Как думаешь, так и живёшь.
Думай о хорошем!


Не к миру надо идти в подмастерья, а к Богу, чтобы стать Мастером.

В конечном счете, каждый человек остаётся лучшим учителем для себя — и сам ставит себе итоговые оценки.

Кижи

Наши контакты

Подписаться на новости:

Электронная почта

osta@vottovaara.ru




РГО