Традиционные магические специалисты/знающие народов Карелии.


Логинов К.К., к.и.н., с.н.с.,
Институт ЯЛИ Кар НЦ РАН
г.Петрозаводск
 

За сорок лет работы профессиональным этнографом автор данной статьи вполне может позволить себе перечислить все категории традиционных «магических специалистов» сельской местности нашей Карелии.

По степени приписываемой в простом народе таки специалистам «магической силы» их можно перечислить в следующей последовательности:
 

1) У русских: «колдуны», «ведуны», «знахари», «знатки», «волшебники»1, «ведьмы», «свадебные колдуны»2, «знающие бабки», «знающий дедки», «бабки-шептуньи», коновалы и костоправы, бабки-повитухи, пастухи, мельники3, плотники, рядовые «порчельники» и далее по нисходящей до рядовых охотников, рыбаков и простых земледельцев, знающих обряды и самые нужные слова-заговоры в своем деле. Понемногу шептать («шиморить») в старину умели буквально все. Вспомним детское: «Дождик, дождик, перестань! Мы поедем на росстань (место совершения магического обряда), с ключиком-замочиком (колдовским предметом, запирающим небесные хляби), с шелковым платочиком» (подарком для властителя и духа-хозяина небесной благи).
 

2) У карел: «тиедяд» (ведуны), колдуны (столь же редкие «магические специалисты», как ведьмы у русских Карелии), «тиедоникад», боабо (бабки-пупорезки) и так далее по нисходящей, как у русских (Логинов 2013).
 

3) «Тедай» (аналог русским ведунам), «знахари», «колдуны» (добрые колдуны), «нойды» («злые колдуны»4) и «тедойникад» (уровень бабок-шептуний – НАКНЦ, Ф.1, оп.6, д.625, Л.11-21).
 

В современной этнографии «магических специалистов» традиционного плана принято подразделять либо на два класса: на колдунов и знахарей (Сидоров 1997) либо на три класса: на колдунов, ведунов и знахарей. Последняя точка зрения наиболее последовательно выражена в сборнике «Русское колдовство, ведовство и знахарство» (Русское колдовство… 1994), ее же придерживаются и некоторые из современных исследователей феномена колдовства и народного целительства (Арсенова 1999). Подобные классификации построены не на строго научном подходе, а на эмоциональной оценки деятельности магических специалистов по шкале «добра и зла»: «Колдуны и ведьмы коренным образом отличаются от знахарей: первые получили свой дар от нечистого, вторые – от Бога; первые существуют на зло, вторые – на пользу людям» (Ушаков 1994, С.206). Недостатки двух- и трехчленной классификации более, чем очевидны. Один и тот же магический специалист, а именно колдун, может быть зачислен в два различных класса: злой колдун - в чистой воды «колдуны», а колдун, если он старается не причинять людям зла и противостоит злым колдунам - в «ведуны». При подобном подходе к классифицированию неясно, в какой класс следует зачислить ведьм. Считается, «природные» ведьмы «милостивы» к людям (Колчин 1994, С.224) и противостоят злым колдунам, а обычные («наученные») ведьмы «приносят людям только зло»5. При этом различие между колдунами и ведьмами очевидно: ведьмы, в отличие от колдунов, не имеют власти над чертями6. Нет места в подобных классификациях также широкой категории рядовых «порчельников» (которые, как говорят в народе, «поссорить людей или порчу навести способны, а исправить ничего не могут»), ибо они не колдуны, не ведуны, да и, вроде бы, не знахари. Претензии к классификациям магических специалистов, выстроенных на противопоставлении «добра» и «зла», можно предъявлять и далее. Представляется, что классификация магических специалистов традиционного плана, а также современных целителей-«экстрасенсов», разного рода «контактеров» и т.д., должна быть выстроена по другому, единому для всех категорий магических специалистов критерию. Этим критерием может быть лишь источник «магической» силы, который в своей практике, по их собственным представлениям, используют магические специалисты. Тогда в предполагаемой классификации найдется место и для тех, кого в народе именуют «колдунами»-скотниками», и для «порчельников», и для новоявленных городских «шаманов» конца XX – начала XXI века. Эту работу в масштабах российской этнографической науки в определенной степени уже выполнила в своей монографии Н.Е. Мазалова (Мазалова 2001). В ее трудах вместо нашего термина «магические специалисты» используется ее собственный термин «знающие», в чем-то даже более удобный, чем тот, которым пользуемся мы. По крайней мере, он позволяет ей свободно обосновывать мифологему «врожденного знания» отдельных категорий магических специалистов.

Круг привлекаемых нами сведений ограничен материалами из этнографии русских, вепсов и карел Карелии и сопредельных районов Архангельской, Вологодской и Ленинградской областей.

Представления о ведьмах («природных» или «наученных») как о особого рода специалистах в области магии на исследованной нами территории практически отсутствуют. Есть лишь запись Г.И. Куликовского, что в канун Иванова дня (в ночь на 7.08. н. ст.) на Иванцевские острова (что находятся в Онежском озере напротив заонежского села Кузаранда) слетаются на шабаш «ведьмы из Киева» (Куликовский 1888). О деятельности этих ведьм ничего не сообщается. Должно быть, это случайно занесенное в Заонежье поверье. Согласно народным верованиям заонежан, вся местная нечистая сила в канун Иванова дня собирается на свой особый праздник на Ишь горе в Кижах (Рыбников 1864, С.194). Вообще, слово «ведьма» у народов Карелии и сопредельных областей используется исключительно в качестве бранного слова7. Практически не встречались нам также сведения и о так называемых «природных» колдунах (См. Никитина 1994, С.181; Колчин 1994, С.223). Единственный раз нам удалось записать смутное указание на то, что колдуном человек все же может родиться. Звучит оно так: «Сын колдуна никогда колдуном не бывает, но седьмой потомок по мужской линии обязательно родиться сильным колдуном» (НАКНЦ, ф.1, оп.6, д.628, Л.122-123). Будет ли он колдуном от рождения или воспримет «колдовство» от другого колдуна наш информант пояснить нам не смог, но очень опасался за судьбу будущего внука, которому как раз и предстояло стать седьмым потомком по мужской линии в семье колдуна.

Достаточно подробное описание деятельности традиционных магических специалистов/знающих у народов Карелии выполнено автором данной статьи на монографическом уровне еще 2007 году (НАКНЦ, ф.1, оп.6, д.712 –189 л.). Однако до публикации дело так и не дошло. Не исключено, что при жизни автора (как ни как – а штатного работника Российской академии наук) такая публикация и не состоится.



Наставление

Как думаешь, так и живёшь.
Думай о хорошем!


Не к миру надо идти в подмастерья, а к Богу, чтобы стать Мастером.

В конечном счете, каждый человек остаётся лучшим учителем для себя — и сам ставит себе итоговые оценки.

Кижи

Наши контакты

Подписаться на новости:

Электронная почта

osta@vottovaara.ru




РГО