Сведений о многих областях традиционной культуры финнов-ингерманландцев сохранилось мало. Это относится, в частности, к пище. В ранних сведениях говорится только, что питались они скудно - ели черный хлеб и мучные каши (Haltsonen, 1965. S 92). Упоминаются и каши из различных круп, в первую очередь ячменная; похлебки разного рода: щи, уха, гороховый суп. Умели приготовлять овсяный кисель.
Хлеб выпекался из кислого ржаного теста, в форме высоких ковриг. Пекли также лепешки из ячменной муки. Мясо на столе было редкостью. При этом ели довольно много рыбы, которую ловили как в море, так и местных реках и озерах. Ее заготавливали впрок в вяленом и соленом виде.
Молоко шло в пищу обычно в кислом виде, но вообще употребление молочных продуктов было ограниченным, поскольку они шли на продажу. Видимо, именно рынок повлиял на то, что финны производили для продажи такие молочные продукты, которые не были для них традиционными: наряду с подсоленным "чухонским маслом" готовили и пресное, делали варенец, творог, сметану. Естественно, что эти продукты в какой-то мере входили и в домашний рацион.
В некоторых заметках путешественников отмечается, что финны покупали в Петербурге льняное масло и считали его вкусным, в то время как в Финляндии в прошлом растительные масла вообще не употреблялись.
Характерно, что в пищу широко шли грибы. В свое время О. Грундстрем отмечал, что в этих местах грибов очень много, и ему казалось странным, что здесь финны едят многие их сорта, которые в других местах (очевидно, в Финляндии - Н Ш.) считаются ядовитыми, причем "безо всяких плохих последствий" (О A. Grundstroemm .., 1904. S. 401). Такое употребление разных сортов грибов развилось у местных финнов явно под влиянием русского населения.
Сохранились перечни довольно многочисленных праздничных блюд, содержащиеся в первую очередь в описаниях свадебного стола Похлебки, которые подавали в этом случае, были те же, что и в будни: уха, щи, гороховый и картофельный супы. Из каш наряду с ячменной упоминаются также гречневая и рисовая. На праздничном столе должно было быть мясо различных сортов как вареное, так и жареное, рыба, в том числе и покупная селедка. Богатые крестьяне привозили из города к праздничному столу колбасы и вина, подавалось и традиционное пиво домашнего приготовления.
Из напитков были распространены кофе и чай. Их названия свидетельствуют об их проникновении в среду местных финнов через русский город: здесь говорили "тсай" и "кохв", в то время как в Финляндии обычными наименованиями были "тее" и "кахви" (Karste-Lukkanen, 1968. S. 213, 218). В конце XIX в. в домашний обиход местных финнов вошли самовары. Характерно, что по праздникам в них варили кофе. В целом скудные сведения о местной финской кухне свидетельствуют об определенном воздействии на нее как традиций окружающего иноэтничного населения, так и о городских влияниях (К сожалению, в период подготовки главы автор не имела возможности ознакомиться с работой А Куронен, посвященной кухне ингерманландцев (Киrопеп, 2002).
Как думаешь, так и живёшь.
Думай о хорошем!
Не к миру надо идти в подмастерья, а к Богу, чтобы стать Мастером.
В конечном счете, каждый человек остаётся лучшим учителем для себя — и сам ставит себе итоговые оценки.