О месте петроглифов в наскальном искусстве Северной Евразии

Ю.А. Савватеев
Наскальные рисунки Карелии П-ск 1983


Петроглифы Карелии интересны не только сами по себе, но и как органическая составная часть наскального искусства Северной Евразии, развивавшегося на протяжении минимум 5 тысячелетий. Чтобы выяснить их истинное место и роль в этом общем развитии, нужны сопоставления, хотя бы выборочные, с подобными памятниками других территорий этой обширной зоны. Необходимость таких сопоставлений стала осознаваться давно. Еще К. Гревингк приводил параллели онежским петроглифам. Известный исследователь сибирских древностей Г. И. Спасский на основании сходства их с Томской писаницей в Сибири предполагал, что оба памятника созданы одним и тем же народом, жившим на берегах рек Енисея, Томи и Онежского озера, и что таким народом могли быть лишь кочевники-гунны. Естественно, это еще весьма наивные, далекие от истины заключения. Позднее крупнейший русский археолог В. В. Городцов, сравнивая наскальные рисунки Средней Азии, Карелии, Скандинавии и Италии, увидел немало сходного и отметил их большое значение "как вечных памятников направлений определенных международных сношений". Промежуточное географическое положение, большое число и разнообразие фигур, относительно хорошая сохранность, а с начала 30-х годов и наличие фундаментальной публикации сделали петроглифы Карелии притягательным сравнительным материалом, используемым в весьма широких и эффектных обобщениях.

Read more...

 

О смысле и назначении наскальных рисунков

Ю.А. Савватеев
Наскальные рисунки Карелии П-ск 1983


Перед нашими глазами прошли сотни рисунков, часть которых мы пытались "прочесть" еще по ходу знакомства с ними. Но все же у наблюдательного посетителя и читателя остались десятки вопросов. Например, что побуждало людей заниматься столь необычной изобразительной деятельностью? Хотя подобный вопрос не нов и давно вставал перед исследователями, ответить на него все еще нелегко. Первые серьезные попытки вникнуть в рисунки и прочесть их предприняли два человека: А. М. Линевский и В. И. Равдоникас. Оба они выступили с интересными, но совершенно различными, можно сказать, взаимоисключающими расшифровками. Дискуссия, разгоревшаяся между ними в 30-е годы, так и осталась незаконченной, но она серьезно повлияла на тех, кто занимался петроглифами Карелии позднее. Одна часть ученых приняла точку зрения А. М. Ли-невского, другая - В. И. Равдоникаса. К сожалению, ни тот, ни другой своих взглядов до конца не развили, обещанные ими завершающие части исследований так и не появились. Наиболее остро расхождения выявились при расшифровке онежских петроглифов, ставших основным объектом полемики, суть которой нам уже знакома.

Read more...

 

Датировка онежских петроглифов

Ю.А. Савватеев
Наскальные рисунки Карелии П-ск 1983


В разделе "Эпоха петроглифов" мы уже касались возраста онежских петроглифов, но лишь в самом общем плане. Между тем это одна из наиболее важных и трудных проблем их изучения, требующая специального рассмотрения.

Read more...

 

Хронология и этнокультурная принадлежность беломорских петроглифов

Ю.А. Савватеев
Наскальные рисунки Карелии П-ск 1983


При датировке петроглифов Беломорья использовался прием сопоставления их с окружающими стоянками, для которых получено 29 дат по методу С-14. Кроме того, Э. И. Девятовой здесь велись специальные многолетние геолого-палинологические исследования. Их цель - выявление всего комплекса природных условий в низовье р. Выг в первобытную эпоху, включая климат, растительность, колебания уровня Белого моря. Первый этап работ завершен, итоги их опубликованы.

Read more...

 

Эпоха петроглифов

Ю.А. Савватеев
Наскальные рисунки Карелии П-ск 1983

Read more...

 

Петроглифы Карелии

А.Я.Брюсов
История древней Карелии М. 1940


На восточном берегу Онежского озера, недалеко от селения Бесов Нос, на вдающихся в воду гранитных мысах выбиты многочисленные изображения, которые уже с прошлого века привлекали к себе внимание многих исследователей144. Выше была дана характеристика открытым около этих изображений стоянкам, несомненно связанным с петроглифами и потому позволяющим датировать последние временем около первой половины второго тысячелетия до нашей эры. Таким образом, эти петроглифы оказываются несколько моложе петроглифов в низовьях реки Выга.

Read more...

 



Наставление

Как думаешь, так и живёшь.
Думай о хорошем!


Не к миру надо идти в подмастерья, а к Богу, чтобы стать Мастером.

В конечном счете, каждый человек остаётся лучшим учителем для себя — и сам ставит себе итоговые оценки.

Кижи

Наши контакты

Подписаться на новости:

Электронная почта

osta@vottovaara.ru




РГО