Погребальная обрядность вепсов

3. И. Строгальщикова
Этнокультурные процессы в Карелии


Погребальные обряды вепсов до сих пор не изучены. Литература дореволюционного периода по данному вопросу исчерпывается небольшой заметкой А. Малиновского о проведении сорокового дня и краткими замечаниями о похоронах и поминках в очерках В. Н. Майнова и Г. И. Куликовского1. В 1960-е годы В. В. Пименовым отмечен такой любопытный обычай в погребальном ритуале вепсов, как «веселение покойников» 2.

... В настоящей статье ограничимся лишь описанием погребальной обрядности вепсов. Особо отметим изменения, происходящие в проведении ритуала на памяти наших информаторов, и по ходу изложения будем обращаться к литературным источникам. Но вначале обратим внимание на то, что реальное проведение обрядов не всегда соответствует «принятым нормам», т. е. при знании «правил» все же наблюдаются н отклонения при их совершении. Так, иногда воспроизводится более древний вариант обряда, но объясняют это «.волей покойного» или сложившимися условиями, при которых соблюдение принятых в настоящее время «правил» оказалось по каким-то причинам невозможным. Отклонения могут вызываться н нововведениями, но к таким изменениям, возникшим уже на памяти информаторов, относятся, как правило, с некоторым осуждением.

Read more...

 

Погребальный культ карел

И. П. ШАСКОЛЬСКИИ. Ежегодник музея истории религии и атеизма 1, 1957 М.-Л.

Древняя племенная религия карел еще не изучалась советскими историками. Между тем по этому вопросу сохранилось немало материалов в памятниках фольклора, археологии, этнографии и в небольшом количестве в письменных источниках.

Карельская племенная религия сложилась в условиях первобытнообщинного строя и существовала до XIII—XIV вв., т. е. до начала складывания феодальных отношений в Карелии и распространения новой, более соответствующей классовому обществу, идеологии — христианства. Пережитки же первобытных верований сохранялись в глухих лесах северной Карелии на протяжении многих столетий и дожили почти до наших дней. В настоящей статье мы затронем одну сторону древней карельской племенной религии — заупокойный культ. Изучение этого культа дает интересные материалы для освещения некоторых явлений, общих для религии многих первобытных народов. Для нашей цели мы привлекли данные археологии, этнографии и,, частично, фольклора. Прежде всего мы использовали результаты произведенных в конце XIX в. финскими археологами Швиндтом и Гейкелем раскопок нескольких могильников периода распада первобытно-общинного строя в Карелии.

Read more...

 

Обряды похоронные

Обряды похоронные были направлены на подготовку человека к переходу в мир иной, совершению похорон, согласно принятой обрядности, и завершались поминальным циклом обрядности. Как и любой «переходный» обряд они содержали блок запретов и предписаний, направленных на предохранение человека от безвременной смерти, начинавшийся до начала подготовки к смерти. В частности, полагалось воздерживаться от разорения церквей и часовен, нанесения оскорблений могилам умерших, от сознательного злоупотребления алкоголем в целях скорейшего перехода в мир иной. На большей части Карелии старикам полагалось воздерживаться от гаданий о смерти. В д. Суйсарь же гадания старух по полотенцам, отпускаемым на волю течения реки (утонет, значит умереть в течение года) входили в комплекс действий по подготовке к смерти.

Read more...

 

Сейсмические мотивы в “Калевале” и реальные сейсмические события в местах ее создания

Калевала как обширное собрание народных “песен” для сейсмолога может представлять интерес уже потому, что “песни” (руны) зародились и долгое время бытовали именно в тех частях Карелии, которые в последние столетия проявили себя как относительно сейсмически активные по сравнению с остальными. Поэтому априори можно ожидать, что сейсмические события в этой в общем-то спокойной и небогатой природными экстремумами страны, если они случались в древности, не могли не запечатлеться в народном сознании и творчестве.

В работах сейсмической ориентации несколько раз приводился один отрывок из “Калевалы” в подтверждение возможности в Карелии значительных землетрясений. Между тем, в “Калевале”, в ее каноническом тексте [1], имеется не одно но несколько мест с мотивами сейсмического содержания. Ни один из них, насколько известно, однако, до сих пор не подвергался рассмотрению специалистами сейсмологами. Предпринимая такую попытку, автор отдает себе отчет в том, что для основательного рассмотрения вопроса необходимы гораздо более серьезная филологическая и историческая подготовка, чем та, которой обладает специалист естественник. Поэтому предлагаемый очерк можно рассматривать лишь как первый, далеко недостаточный шаг на пути к использованию народного эпоса в интерпретации интересующих нас выдающихся природных явлений.

Read more...

 

Загадочные события на Ладоге

«Краевед. 10 лет».
(Под редакцией И. А. Черняковой. Петрозаводск. Издательство Петрозаводского университета. 1999 г.)


Было это в середине шестидесятых годов, в одной из геологических экспедиций. В Карелии, на Заонежском полуострове, на западном берегу губы Святуха, в несуществующей уже деревне Быково мое внимание привлекла красивая и только немного задетая временем часовенка. Подойдя к ней поближе, я споткнулся о лежавший на земле большой крест. По своей величине он был несоизмерим с часовней, он был «ростом» примерно в половину ее высоты. Значит, он стоял отдельно? Но зачем? Долго я шел к этой разгадке, расспрашивая местных жителей, пока не встретил одного старика, поведавшего мне странное предание, в которое поначалу и поверить было трудно... Итак, предание гласит, что в самом начале XX века, в ночь под Новый год, обитатели деревни Быково услышали первоначально слабый подземный гул, который все нарастал и усиливался. Вскоре задребезжали стекла в окнах, зазвенела посуда в горках, останавливались ходики.

Read more...

 

Тайны и загадки народов Карелии в статьях А.Попова

Администрация портала VOTTOVAARA благодарит Алексея Попова за предоставленные материалы о сказаниях, тайнах и легендах народов Карелии.

Read more...

 

Домашние животные: итоги реконструкции некоторых мифологических образов у вепсов

И.Ю.Винокурова Петрозаводск.
Традиционная культура финно-угров и соседних народов.
Международный симпозиум. П-ск 1997


Почитание животных, суеверный страх перед некоторыми из них, вера в различные сверхъестественные свойства отдельных представителей природного мира являются универсальной и наиболее архаичной частью традиционного мировоззрения. Знакомство с местом, которое занимает в народном воображении образ того или иного мифического животного, крайне важно, ибо оно позволяет приблизиться к различным ключевым идеям архаического сознания (Иорданский). Это знание имеет и важное практическое значение, особенно для малочисленных народов, пытающихся возродить свою культуру, подчеркнуть ее национальное своеобразие, одним из средств выражения которого является выработка национальной символики и эмблематики. В мифологии каждого народа имеются галереи наиболее ярких образов диких и домашних животных. Что касается домашних животных, то, как представляется на первый взгляд, все они должны были бы иметь положительную мифологическую характеристику вследствие своей полезности. Но это далеко не так. Исследуя роль домашних животных в верованиях славян, К.Мошиньский разделил их на три категории:

Read more...

 

Жертвоприношения животных на летних календарных праздниках карел

А. П. КОНККА. Обряды и верования народов Карелии. П-ск, 1988

В относительно недавнее время, на рубеже XIX—XX вв., характерным и значительным явлением карельского народного календаря были общественные (в основе своей, по-видимому, родовые или фратриальные) праздники с жертвоприношениями животных, проводимые в период летнего календарного цикла, в основном в июле — августе. Кратких упоминаний о жертвоприношениях из разных районов Карелии в литературе и полевых материалах достаточно много. Данная статья представляет неизвестный для русского читателя материал о жертвоприношениях, составленный из нескольких наиболее полных и характерных описаний обряда. На севере Карелии в дер. Суднозеро (Venehjarvi), на территории нынешнего Калевальского района финскими исследователями К. Карьялайненом и И. Инха в 1894 г. был зафиксирован (см. рис. 1—5) и описан обряд жертвоприношения баранов на «первую богородицу», т. е. в день успения богородицы 15.08 (все даты по старому стилю)1. Все действие и приносимые в жертву животные посвящались святому Миколе (Николаю Чудотворцу), что, видимо, и вызвало ошибочное утверждение PL Инха о дне проведения праздника как «дне Миколы».

Read more...

 

Жертвоприношения и другие языческие обычаи

НАРОДНЫЕ ПРЕДАНИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ПРИЛАДОЖЬЯ, собранные летом 1879 года

В Кууппала на могильнике росла большая черемуха, у ее корней приносили в жертву первое молоко после отела коровы, первое зерно нового урожая и т. д. Такого обычая придерживались люди русской веры. Эта черемуха считалась священной, никто не смел ее трогать, и обряд сохранялся до тех пор, пока какой-то пьяный из Яккима не срубил ее. Надо оказать, что почти у каждой группы людей русской веры были свои священные деревья или подножия камней, где совершались жертвоприношения, например: в той части деревни Риеккала, что на родовых землях Тимоска, а также в Соскуа и Савоя. В Хямеенлахти на мысу, там, где раньше жили православные семьи, стоял деревянный крест, вокруг которого лежали камни. Это было место для жертвоприношений. Рассказывают, что, "когда какой-то пьяный из Париккала вырвал этот крест из земли, у него появилась грыжа". В Лапинлахти на горе Ласкеламяки стоял деревянный крест, там приносили в жертву деньги и тому подобное. На острове Руотсаари[II] тоже был крест, и моряки оставляли под ним деньги. В Ристиниеми ("Крестовый мыс"), в трех верстах от усадьбы Терву, в направлении к острову Хейнисенмаа был крест, прикрепленный к сосне, там моряки оставляли пожертвования. Находились такие люди, которые забирали эти приношения, - тогда их настигали болезни.

Read more...

 

Леший и пастух

Н.А.Криничная (по материалам северно-русских мифологических рассказов, поверий и обрядов)

В мифологических рассказах и поверьях леший, подобно Пану или фавну, другим персонажам античной мифологии, изображается, в частности, как покровитель домашнего скота, пастырь стад . Эта же роль в определенный период принадлежала и Волосу (Велесу). Последний упоминается уже в "Повести временных лет" под 907 г., где речь идет о договоре князя Олега с греками: "<...> и мужи его по Рускому закону кляшася оружьемъ своим, и Перуном, богомъ своим, и Волосомъ, скотьемъ богомъ, и утвердиша мирь"3 . Волос принадлежал, по-видимому, к богам общерусским, его идолы стояли в Киеве (на Подоле) и в Новгороде. Со временем Волос был в известном смысле заменен христианским покровителем скота св. Власием, а также Георгием Победоносцем (Егорием) и Николаем -угодником (Николой). Однако персонажи христианской мифологии не смогли вытеснить из традиции своего архаического предшественника, каким предстает из рассказов, поверий и обрядов леший. Хотя на роль лешего как покровителя пастухов уже и обращали внимание наши предшественники (например, Э.В. Померанцева, В.П.. Зиновьев )4, все же эта ипостась названного персонажа специально не рассматривалась. Восполнить существующий в фольклористике пробел - цель нашей статьи. По крестьянским представлениям, стада пасет не столько пастух, сколько леший. Поэтому совершались особые обряды, регламентирующие форму их взаимоотношений. О том, как заключался договор пастуха с лешим, сохранились разрозненные и фрагментарные сведения. Взятые в совокупности, они воссоздают картину этого языческого обряда лишь в самых общих очертаниях.

Read more...

 

"Отче" и колдуны: образы жизни карельской старообрядческой общины

О.М.Фишман. Обряды и верования народов Карелии П. 1994

Изучение взглядов, социально-психологических установок, способов видения мира человека традиционного общества свидетельствует об устойчивом воспроизводстве им одних и тех же мыслительных схем, отображающих мир и место человека в нем. Будучи результатом коллективного сознания, традиционное мировоззрение обращено ко всем и к каждому, давая возможность своего индивидуального "прочтения" происходящего, осознания своего места и роли в коллективе. В основе способа адекватного познания таких представлений, как пространство и время, отношения мира земного с потусторонним, соотношения индивида и коллектива, лежит сочетание двух точек зрения: точки зрения современного исследователя и точки зрения человека и общества изучаемой культурной эпохи.

Read more...

 

Заговоры в кругу религиозно-магических представлений карел

Н. A. ЛABOHEH. Обряды и верования народов Карелии. П-ск 1988

Заговоры, или заклинания, считаются одной из древних форм устной поэзии. Они выступают в качестве самостоятельного поэтического жанра, а также входят в состав эпических песен, поскольку в карельском фольклоре не произошло полной жанровой дифференциации. Типичным примером эпической песни с элементами заклинания является сюжет «Ранение (колена) Вяйнямёйнена». Такие заклинания развернуты, повествуют о происхождении предметов, явлений мира, начале вещей — «первородных началах» (syntyja syvija). Лечебные, бытовые заговоры короче, они произносятся при попытке избавиться от недуга, отправлении на рыбную ловлю, охоту, поднятии девичьей «славутности» (lempi), от сглаза и т. д. В остаточных своих, проявлениях заговоры дошли до наших дней. В статье, в основном на экспедиционных материалах последних лет, сделана попытка показать современное состояние этого древнего жанра.

Read more...

 

О карельской народной медицине: рациональное и "иррациональное" в традиционном врачевании

Немало поколений карельского народа потрудилось, чтобы обжить и освоить наш северный край. Клочок за клочком расчищали они землю под пашни, подсеки и покосы. Но скудные каменистые почвы и летние заморозки часто оставляли крестьянские семьи без урожая. Да и в урожайные годы своего хлеба у многих хватало ненадолго. Так что хлеб, испеченный с примесью суррогатов (сосновой или березовой коры, ячменной соломы и т.п.), был привычен для карелов, особенно бедняков.

К основным источникам существования, наряду с земледелием и разведением домашнего скота, относилось также рыболовство. Существенный приработок (хотя бы на уплату налогов) давала охота на пушного зверя и боровую дичь. В XIX в. широкое распространение получили лесозаготовки и сплавные работы. Испокон веков практически все занятия крестьян представляли собой тяжелый физический труд, а отхожие промыслы, например, валка леса и сплав, были не просто тяжелыми, но и небезопасными для жизни: неделями работая в зимнем лесу или на сплавной реке, ночуя в примитивных станах, люди часто простужались, получали травмы, даже погибали. Нелегким был не только мужской труд, но и женский. Особенно трудно приходилось беременным женщинам: суеверный страх заставлял их утаивать время приближавшихся родов, и они старались работать до последнего так что роды часто происходили прямо в поле или на покосе.

Read more...

 

Колдовство, культы, обереги на территории Карелии

Логинов К.К. - ключевой специалист КНЦ РАН по вопросам древнего магического знания народов, населяющих Карелию.

Культ деревьев

Данный культ прослеживался на двух уровнях: бытовом и сакральном. На бытовом уровне он заключался в убеждении, что любое дерево в лесу, подобно человеку, обладает душой, что эта душа, если дерево будет срублено «не по правилам», вполне способна отомстить людям, отнять здоровье и саму человеческую жизнь. Неудивительно, что существовал ритуал срубания деревьев, а также транспортировки их из леса (из дикого, неосвоенного пространства) в деревню (в освоенное и обжитое человеком пространство).

Read more...

 

Трудовые обычаи, обряды, запреты и приметы русских Заонежья

К. К. Логинов. Культурные процессы в Карелии. П-ск, 1986.

В основу статьи положены корреспонденции из Заонежья, опубликованные в местной дореволюционной периодической печати1 и полевые этнографические данные автора за 1980—1984 гг.2 Наличие некоторых материалов по этнографии карел3, вепсов4 и соседних групп русских5 позволяет провести соответствующие аналогии.

Трудовые обычаи, обряды, запреты и приметы у заонежан, как правило, не были связаны с православием. Однако, придерживаясь официального календаря, население Заонежья не работало по первопрестольным двунадесятым праздникам, на святки, а также по престольным праздникам только в тех деревнях, где они отмечались. В прочих деревнях в праздничные дни трудились, как в будни. В дни святых Варвары Великомученицы (4.XII) 6, Саввы (12.1), 40 мучеников (9.3) не работали повсеместно. Существовала пословица; «На Савву и Варвар — не савь и не варварь»7. В день Параскевы Пятницы (28.X) и на Маккавеев день (1. VIII) работали только с полудня.

Read more...

 

Обряды

Логинов К.К. - ключевой специалист КНЦ РАН
по вопросам древнего магического знания народов, населяющих Карелию.


Обряды традиционные

Обряды традиционные, meno (карел), vero (вепс.) регламентированную обычаем норму сакрального поведения отдельного человека или группы людей, участвующих в каком-нибудь традиционном ритуале. Не смешивать с понятием «обычай» (норма бытового поведения) и «ритуал» (церемониал, целостное сакральное действо, состоящее из отельных обрядов, сакральных церемоний). В зависимости от состава исполнителей от, принято выделять “личностные”, “групповые”, “общинные обряды”, в зависимости от пола и возраста людей, задействованных в от, выделяют "мужские" и "женские", "детские", "подростковые", "молодежные", "девичьи", "старушечьи" обряды и т.п.

Read more...

 

Календарные праздники и обряды вепсов

Прибалтийско-финские народы России М. Наука 2003

Календарные праздники и обряды занимали значительное место в быту вепсов. Анализ материалов, которыми располагают исследователи, позволяет сделать вывод, что некоторые, сохранившееся в этой сфере до начала XIX в. традиции восходят к нормам древнего солнечного календаря, опорными точками отсчета времени в котором были дни зимнего и летнего солнцестояния и дни равноденствий. Следы более раннего, лунного календаря в традициях вепсов прослеживаются слабо.

Солнечный календарь вполне обоснованно рассматривается как аграрный, и его основные праздники были связаны с сельскохозяйственными занятиями и близкими им датами рабочего календаря, такими, как начало сева, первый выгон скота, уборка урожая в поле и т.д. Многие из этих праздничных дней стали со временем отмечаться в определенные дни церковного календаря: например, днем первого выгона скота в поле стал день св. Георгия. Многие дни церковных праздников сохранили у вепсов свое старое название: так, например, день Успения Пресвятой Богородицы (15/28.08) назывался "днем хозяйки" (emaganpei), день св. Симеона и св. Зосимы (17/30.04) - "весенними праздниками" (kevaz'praznik).

Read more...

 

Календарная обрядность и праздники карел

Е.И.Клементьев. Прибалтийско-финские народы России М. Наука 2003

Народный календарь карел, как и других народов, представляет собой сложное явление - в нем сохраняются элементы различных систем летоисчисления, среди праздничных дней и памятных дат есть как чисто христианские, так и восходящие к различным древним культам.

В народном календаре карел можно выявить некоторые остаточные элементы лунного календаря, начиная с того, что название месяца куу (kuu) совпадает с наименованием луны. По мнению исследователей, лунный месяц, состоявший из 28 дней, делился издавна на 4 семидневных части (соответствующие современной неделе), которые определялись по фазам луны. День перехода одной фазы луны в другую считался кульминационным и опасным. В этот день воздерживались от различных начинаний, он был табуированным (pyha). Предполагается, что для сохранения правильности исчисления годового цикла осенью, перед днями зимнего солнцестояния, к 12 лунным месяцам прибавляли еще 11-12 дней - это было так называемое "время раздела" (Vilkuna К., 1958. S. 197-215; 1959. S. 209). Карельский календарь не представляет в этом отношении исключительного явления: аналогичное "время раздела" или "выравнивания" знали эстонцы (jaagomisaeg), финны (jakoaika), немцы (die Zwolften). Этим дням придавалось большое символическое значение.

Read more...

 



Ментальный капитал Карелии

Наставление

Как думаешь, так и живёшь.
Думай о хорошем!


Не к миру надо идти в подмастерья, а к Богу, чтобы стать Мастером.

В конечном счете, каждый человек остаётся лучшим учителем для себя — и сам ставит себе итоговые оценки.

Кижи

Наши контакты

Подписаться на новости:

Электронная почта

osta@vottovaara.ru




РГО