О сейдостроении в Ботаническом саду ПетрГУ

Фиг знает, что меня больше привлекает в данном вопросе. Уж точно не деньги, которых ничтожно мало выделено на реализацию замысла Ю.П. Фефилатьева. Скорее возможность постигнуть Полный Неолитический Феншуй и воссоздать его неподалеку от нашей палеосейсмодислокации, именуемой в народе «Чертовым стулом». Мне кажется, что это явления сходного порядка времени. Не первые мы здесь. И, вероятнее всего, где-то 10-12 тысяч лет назад наших предков здесь тряхнуло не слабо. Кроме того наш Ботанический сад вписан в природу примерно также гармонично, как наши предки были вписаны в природу своего мира. Не столь важно, какие потоки и каких энергий куда здесь направлены. Мне интересно привлечь внимание людей к саду. И все... Ну, почти все.

Рисунок 1. Разметка лабиринта.

Рисунок 2. Почти готов.

Рисунок 3. На снимке пьют колодезную воду Марина Потапова и автор проекта - Юрий Фефилатьев.

 

Языческие святилища Карелии

Администрация портала VOTTOVAARA благодарит Институт истории языка и литературы Карельского Научного Центра РАН и лично Логинова Константина Кузьмича за предоставленную для публикации серию материалов о культуре, обычаях и древнем знании народов Карелии.

Языческими "святилищами" следует именовать священные рощи, в которых совершались языческие обряды, а также каменные культовые комплексы, созданные некогда язычниками для отправления языческих культов. К каменным культовым комплексам, по определению карельского археолога М.М. Шахновича, следует относить прежде всего "группы камней, имеющих четкие признаки деятельности человека: искусственные "навершия", "ножки" или явно преднамеренную группировку". Таковые в изобилии встречаются на горе Воттовара на севере Карелии. Если культовые камни расположены внутри священной рощи, то они вместе образуют Я.С. Возможно, что к Я.С. имели отношение одиночные культовые камни на горе Нуорен, три одиночных камня в районе озера Матроилампи в Лоухском районе, камни на Вершинах Поссосиро и Уконтунтури на территории национального парка "Панаярви". Тот же статус мог носить "Звонкой" камень на Колгострове и одиночный культовый камень у д. Высокая Нива в Заонежье, "Чуманный" камень близ Евжозера в Пудожье. Вполне возможно, что статусом Я.С. обладала некогда священная куща из семи древних елей у д. Вырозеров в Заонежье, возле которых, по словам заонежан, в лунные ночи появлялась старуха пересчитывающая серебреные монеты. В качестве Я.С., конечно же, могли выступать также и отдельные "священные" скалы.



Из скал самым известным Я.С. под Петрозаводском являлся Чертов Стул. Раскопки В.Я. Брюсова показали, что на вершине Чертова стула некогда язычники совершали мантические ритуалы - гадали по обожженным в огне оленьим лопаткам. К священной скале, расположенной в урочище Красная Щельга в северо-западном Заонежье, болеющие заонежане и карелы ходили, чтобы вырезать ножом на ее мягкой скальной породе изображение больного органа, свою фамилию либо личный фамильный знак. Считалось, что этот ритуал возвращал больным здоровье. Даже в первой трети ХХ века люди верили, что поход к этой скале заменяет паломничество в известнейшие монастыри.



Самые крупные Я.С., состоящие из разнообразных каменных культовых комплексов, расположены на островах Русский Кузов, Немецкий Кузов в архипелаге Кузова в Кемском заливе, на горе Воттоваара и горе Кивакка в Северной Карелии. На о. Олешин в архипелаге Кузова в Кемском заливе и на мысе Красном у границ с Мурманской областью культовые камни образуют "каменные лабиринты". Каменные Я.С. отмечаются также и в Южной Карелии. Они тоже чаще всего привязаны к скальным участкам без почвенного слоя, имеющим высотное доминирование над округой, или приближенны к берегу водоема. Наиболее крупные каменные Я.С. Южной Карелии расположены на островах Радколье и Орошостров, рядом с селом Сенная Губа. Здесь каменные культовые кладки имеют вид подков, колец с камнем по середине, реже - спиралей. На Оршострове встречаются фигуры из камней, вероятно, изображающих оленя и лягушку, а два камня, в том числе и самый крупный культовый камень этого острова, несут на себе следы обработки для придания им сходства с головой человека. Большой идол повержен на скалу, лежит на правой щеке.



Фольклорные традиции, связанные с Я.С. Северной Карелии, бедны. Известно, что каменные лабиринты в конце их существования в качестве действующих Я.С., использовались саамскими шаманами для гаданий о предстоящем промысле: шаман на одной ноге скакал от внешнего кольца лабиринта к его центру, стараясь не зацепиться ногой в прыжке за какой-либо из камней. О каменных комплексах с "навершиями" и "ножками", в научной литературе обычно именуемых "сейдами", достоверно известно лишь, что они возводились неподалеку от мест захоронений людей, считались у саамов вместилищами душ умерших.

Фольклорная традиция, касающаяся Я.С. Южной Карелии, намного богаче. Я.С. Бесовец, в священной роще которого красовались деревянные идолы, располагалось в 20 км от Петрозаводска. Монахи уничтожили идолов, но местные карелы собирались в рощу на бесовские игры, пока не были изрублены самые древние сосны той рощи. Древнее Я.С. на о. Радколье использовалось православным русским населением в качестве места для народных гуляний обширной сельской округой от Сенной Губы до Великой Губы и Типиниц с Тамбицами вплоть до 1928 года. Гуляние устраивалось ежегодно в последнее воскресенье перед днем Ивана Купалы (7.08 н. ст.), называлось оно "Радкольским воскресеньем". Одним из ритуальных моментов праздника было имитирование попыток "низвержения" в Онежское озеро центрального культового камня, именовавшегося "Радкольским Идолом", иногда - "Радкольским Богом". Сбрасывание в воду более мелких камней являлось, возможно, реминисценцией обряда древнего языческого жертвоприношения. При постройке в ХУ1 веке Климецкого монастыря строевой лес с острова был пущен монахами на стены православной святыни, но самые старые священные сосны не отважились срубить даже монахи. На оз.Водлозеро, к сейду в священной роще урочища Пигалахта, для свершения языческих ритуалов саамы на оленях приезжали каждую зиму вплоть до начала 1950-х годов. Священные роща на острове Махосаари на озере Селецком, что неподалеку от г. Кондопоги, до настоящего времени используются в качестве Я.С., куда, согласно "заветам" приезжают помолиться и приносят жертвенные подарки кондопожские карелы.

Обычной практикой периода православной колонизации Карелии было возведение церквей или часовен по соседству с Я.С., чтобы Святой Крест своим присутствием нейтрализовал действие нечистой силы. Не все они связывались со священными рощами или культовыми каменными комплексами. На Водлозере Пречистинский и Ильинский погост, согласно преданиям, построены были напротив мест обитания "царей водяных". Первая церковь на о. Кижи (ныне комплекс Кижских церквей стоит на другом месте) была возведена рядом с Киж горой. На этой горе, по преданиям, располагался целый город нечистой силы (лембоев"). Эти же предания утверждают, что каждый год в Иванов день (7.08. н. ст.) туда собиралась на свои игрища нечистая сила со всего Онежского озера.

Литература

Воеводин Д. Карелия. Реальность аномальной зоны. М., 2005.
Логинов К.К. Семейные обряды и верования русских Заонежья. Петрозаводск, 1993.
Мельников И.А. Святилища древней Карелии. Петрозаводск, 1998.
Шахнович М.М. Культовый комплекс на горе Воттоваара // Вестник Карельского Краеведческого музея. Вып.2. Петрозаводск, 1994, С.26-35.

 



Наставление

Как думаешь, так и живёшь.
Думай о хорошем!


Не к миру надо идти в подмастерья, а к Богу, чтобы стать Мастером.

В конечном счете, каждый человек остаётся лучшим учителем для себя — и сам ставит себе итоговые оценки.

Кижи

Наши контакты

Подписаться на новости:

Электронная почта

osta@vottovaara.ru




РГО