Жертвоприношения и другие языческие обычаи


НАРОДНЫЕ ПРЕДАНИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ПРИЛАДОЖЬЯ, собранные летом 1879 года

В Кууппала на могильнике росла большая черемуха, у ее корней приносили в жертву первое молоко после отела коровы, первое зерно нового урожая и т. д. Такого обычая придерживались люди русской веры. Эта черемуха считалась священной, никто не смел ее трогать, и обряд сохранялся до тех пор, пока какой-то пьяный из Яккима не срубил ее. Надо оказать, что почти у каждой группы людей русской веры были свои священные деревья или подножия камней, где совершались жертвоприношения, например: в той части деревни Риеккала, что на родовых землях Тимоска, а также в Соскуа и Савоя. В Хямеенлахти на мысу, там, где раньше жили православные семьи, стоял деревянный крест, вокруг которого лежали камни. Это было место для жертвоприношений. Рассказывают, что, "когда какой-то пьяный из Париккала вырвал этот крест из земли, у него появилась грыжа". В Лапинлахти на горе Ласкеламяки стоял деревянный крест, там приносили в жертву деньги и тому подобное. На острове Руотсаари[II] тоже был крест, и моряки оставляли под ним деньги. В Ристиниеми ("Крестовый мыс"), в трех верстах от усадьбы Терву, в направлении к острову Хейнисенмаа был крест, прикрепленный к сосне, там моряки оставляли пожертвования. Находились такие люди, которые забирали эти приношения, - тогда их настигали болезни.В Кумола на двух кладбищах совершались жертвоприношения. На той стороне, которая выходит к Терву, этот обычай сохранился, вероятно, до сих пор, но, в отличие от прежних времен, теперь пожертвования в основном только денежные. Люди русской веры приходили на кладбища для поминок[III]. Они два раза в год приносили туда пищу: осенью в субботу на праздник Кекри[IV] и на Пасху усопших - во вторник второй недели после Светлого Христова Воскресения[V]. Угощение ели прямо на кладбище. "В Кумола среди людей русской веры до сих пор немало язычников", - так говорят. Еще 15 лет назад они не пахали по пятницам. В Сорола на мысу, в изгибе пролива напротив слободы Лахденпохья, был большой жертвенный камень, на который клали много приношений. Специально с этой целью сюда приезжали жители Кумола в Юрьев день - так они просили, чтобы наступило хорошее лето. Старики еще помнили те времена, когда люди русской веры приходили на кладбище в Сорола, "молились и просили: "Господи, помилуй""[VI]. В Кирьявалахти, неподалеку от постоялого двора, было кладбище, оно служило местом для жертвоприношений.

[I] У карел долгое время сохранялись пережитки язычества. В некоторых преданиях дохристианские обряды ошибочно приписываются православным.

[II] Руотcаари - топоним от слова "ruoto" - "рыбья кость" или от "ruotsi" - "шведский".

[III] В преданиях о кладбищах к рассказу о православной традиции поминовения усопших примешиваются сообщения об обрядах, связанных с языческой тризной.

[IV] Кекри - старинный праздник, который отмечался 1 ноября, когда хозяева рассчитывались с работниками по окончании сельскохозяйственных работ.

[V] ...во вторник второй недоли после Светлого Христова Воскресения. - Речь идет о Радонице - благочестивом обычае поминовения усопших, совершаемого Православной Церковью во вторник Фоминой недели, следующей после Пасхальной.

[VI] В деревне Сорола в ХV - ХVII вв. была церковь во имя Георгия Победоносца, сожженная шведами. Люди по старой памяти съезжались туда, как в былые времена на престольный праздник - Юрьев день, празднуемый 6 мая.



Ментальный капитал Карелии

Наставление

Как думаешь, так и живёшь.
Думай о хорошем!


Не к миру надо идти в подмастерья, а к Богу, чтобы стать Мастером.

В конечном счете, каждый человек остаётся лучшим учителем для себя — и сам ставит себе итоговые оценки.

Наши контакты

Подписаться на новости:

Электронная почта

osta@vottovaara.ru




РГО