Обряды похоронные


Обряды похоронные были направлены на подготовку человека к переходу в мир иной, совершению похорон, согласно принятой обрядности, и завершались поминальным циклом обрядности. Как и любой «переходный» обряд они содержали блок запретов и предписаний, направленных на предохранение человека от безвременной смерти, начинавшийся до начала подготовки к смерти. В частности, полагалось воздерживаться от разорения церквей и часовен, нанесения оскорблений могилам умерших, от сознательного злоупотребления алкоголем в целях скорейшего перехода в мир иной. На большей части Карелии старикам полагалось воздерживаться от гаданий о смерти. В д. Суйсарь же гадания старух по полотенцам, отпускаемым на волю течения реки (утонет, значит умереть в течение года) входили в комплекс действий по подготовке к смерти.

Заранее к смерти готовились только люди пожилого возраста. Женщины покупали церковные свечи и похоронные молитвы в церквях, шили погребальную одежду, мужчины изготовляли специальную обувь без каблуков. Плотники заранее готовили для домашних гроб и намогильный знак. В южной и центральной Карелии гроб, преподнесенный в подарок старику сверстнику, принимался с благодарностью. Повсеместно, исключая Заонежье, заранее сушили веники, листья которых потом шли на подстилку в гроб. Колдуны и знахари, чтобы спокойно умереть, заранее передавали свои магические знания и записи своим восприемникам. Слишком долгую жизнь старика не приветствовали. Считалось, что люди старше 90 лет, продолжают жить на этом свете за счет жизней более молодых родственников и соседей. Старики в молитвах просили у Бога скорой смерти. Быстрая смерть, как говорили «с ног да в гроб», считалась самой предпочтительной.

У смертного одра умирающего положено было собираться родственникам, чтобы выслушать последнюю волю старика. Обычной была практика просить передать приветы на тот свет ранее умершим родственникам и знакомым. Для облегчения смерти человека могли положить на пол вдоль половиц, ногами к двери, приподнять половицу или потолочину в избе и т.д., чтобы открыть выход душе из дома. У карел и поморов практиковалось стреляние холостым зарядом из ружья в матицу дома. В крышу дома колдуна обычно забивали зуб от бороны. Рядом с умирающим поморы и вепсы (а также старообрядцы) ставили сосуд с водой, чтобы душа, выйдя из тела, могла в ней окунуться. По колебанию воды в сосуде после последнего вздоха человека или по отсутствию отпотевания от дыхания на зеркале определяли факт смерти. Установив факт смерти, занавешивали окна в избе с обеих сторон от божницы, чтобы люди знали, что в доме покойник. Сразу посылали кого-нибудь за родственниками, причитальщицей и теми, кто по завету умершего омоет мертвое тело. За омовение и обряжение мертвого тела полагалось угощение чаем и приглашение на поминки 9-го и 40-го дней. Первую ночь усопшего держали на лавке в избе, затем тело перекладывали в гроб. Каждому входящему причитальщица причитывала, слезно рассказывая об усопшем и вызванным этим событием горе в семье. Каждый входящий после этого кланялся усопшему, просил у него прощения. Часто в обряд прощания входил такой элемент, как «утирание слез» троекратным взмахом платка над головой покойника. В одиночку усопшего не оставляли. У гроба даже ночью читались молитвы и велись разговоры- воспоминания о совместно прожитых годах. У карел и русских иногда можно было рассказывать смешные истории, но смеяться не полагалось. У вепсов же увеселение усопшего рассказами (а при выносе тела и пением и музыкой) носило обрядовый характер. Считалось, что пока тело не погребено. Душа его находиться рядом, все видит и слышит.

При выносе тела душу пытались спугнуть с ее места грохотом кочерги или перевернутой скамейки. Дом по выносу окуривали дымом ладана. Пол заливали водой, «чтобы покойник в дом не возвращался». У части карел обязательным было троекратное прикосновение гробом порога, забивание в порог железного гвоздя. Русские и вепсы старались не задеть гробом косяки дверей ни в коем случае, иногда даже выносили гроб на улицу через окно. На улице гроб ставили против окон дома, чтобы усопший мог проститься с родным домом. До лодки (если кладбище было на острове) или до околицы гроб несли на руках, далее везли даже летом на санях. Гроб уважаемого человека несли на руках до самой могилы, не срезая путь через засеянные поля, чтобы не вызвать хлебного недорода. Вырытую накануне могилу окуривали ладаном, в могилу всегда бросали медные монеты со словами: «Земля куплена для раба божьего (имярек). Перед опусканием в могилу гроба с тела умершего снимали икону, клали в гроб огарки от свечей, теплые и иные вещи (табак, бутылку водки), если на то была прижизненная просьба усопшего. После закапывания гроба на могиле устанавливали обычно временный намогильный знак, а к знаку прибывали «слезный» платок, которым в последний раз обмахивали лицо покойника. В Заонежье и Пудожье этот платок принято было вкладывать в гроб перед погребением. У русских (кроме Карельского Поморья) было принято угощать у могилы всех присутствующих ложкой рисовой кутьи с изюмом. После этого люди шли в дом умершего на поминальную тризну. После тризны все домашние ходили в баню, в которой для умершего оставляли белье, веник и немного горячей и холодной воды. В доме для умершего стелили постель, чтобы с утра обратиться к пустой постели в вопросом, как умершему в последний раз ночевалось в доме. При всем этом перед укладыванием спать родственники в доме покойного производили обряд прямо противоположного содержания - обходили усадьбу, закрывали, благословясь, все калитки и двери, «чтобы покойник не вернулся в дом с кладбища».

Основными поминальными днями бывали 9-й и 40-й дни. Еще одна важная поминальная тризна у русских Карелии могла быть совершена на второй или третий день после похорон. Богатые сельчане отмечали 20-й день и пол года со дня смерти. Отмечалась обычно и годовщина, когда в последний раз на стол ставился столовый прибор с угощением для умершего. Русские и северные карелы в дни поминок посещали кладбище после угощения в доме, вепсы и южные карелы сначала навещали могилы. После годовщины или третьей со дня смерти кладбища принято посещать в дни календарных поминовений в Радуницу, Троицу, поминальные субботы. У карел в древности был особый поминальный день Кегри, который приходился на ноябрь. Он включал ритуальное угощение и баню для умерших предков.

Литература:

Сурхаско Ю.Ю. Семейные обряды и верования карел (конец Х1Х – начало ХХ в.). Л., 1985.

Логинов К.К. Семейные обряды и верования русских Заонежья. Петрозаводск, 1993.

Строгальщикова З.И. Погребальная обрядность вепсов // Этнокультурные процессы в Карелии. Петрозаводск, 1986, С.65-85.



Ментальный капитал Карелии

Наставление

Как думаешь, так и живёшь.
Думай о хорошем!


Не к миру надо идти в подмастерья, а к Богу, чтобы стать Мастером.

В конечном счете, каждый человек остаётся лучшим учителем для себя — и сам ставит себе итоговые оценки.

Наши контакты

Подписаться на новости:

Электронная почта

osta@vottovaara.ru




РГО