А.Я.Брюсов. История древней Карелии. М. 1940.
…В общем, можно выделить в юго-восточной части Карелии и прилегающей части Вологодской области район с группой древнейших стоянок (Муромский поселок, Тудозеро, Ундозеро и др.), наиболее близких по типам найденных в них вещей к стоянкам Верхней Волги и Оки. И в дальнейшем развитии формы бытовых предметов в этом районе сохраняют некоторое своеобразие сравнительно с другими районами Карелии.
Несколько к северу и западу, в Заонежье и вблизи Петрозаводска, можно выделить другую группу стоянок («Пески», Соломенное, Олений остров и др.), существовавших приблизительно с половины второго тысячелетия до нашей эры и также отличающихся по инвентарю местными особенностями.
К третьей группе можно отнести район около Петрозаводска, охватывающий Машозеро, озеро Лососинное, реки Суну и Шую.
И наконец, к четвертому району относятся более северные стоянки (Бесовы Следки, волок на пороге Золотец).
Трудно было бы выделить сейчас другие районы, но уже имеющихся данных достаточно, чтобы предположить, что вскоре после заселения Карелии население ее распределялось по небольшим группам, занимавшим относительно маленькие территории. Группы эти, конечно, не были изолированы друг от друга, и связь между ними может быть (прослежена хотя бы по находкам предметов, несомненно служивших об'ектами случайного обмена, как, например, по каменным топорам, найденным в Финляндии и сделанным из таких пород камня, которые (встречаются только в Советской Карелии. Но заслуживает внимания, что для данного общества и времени обмен этот только в редких случаях простирался далее ста—двухсот, а то и нескольких десятков километров. Ограниченное распространение некоторых характерных местных форм предметов (керамики типа керамики Сунской 1-й стоянки, больших треугольных шиферных ножей, топоров типа Рованиеми и т. д.) доказывает, что обычные связи более или менее постоянного характера имелись только между соседними или относительно близко жившими родами. Подводя итог, можно формулировать его следующим образом:
1 После окончания литоринового периода, с улучшением климата на севере в суббореальный период, началось медленное заселение Карелии, главным образом с юга. До половины третьего тысячелетия до нашей эры вся эта область оставалась безлюдной.
2. Новое население, заселяя Карелию, об'единялось в небольшие группы, связанные, вероятно, общностью производства; у каждой такой группы вырабатывалась в силу этого общность внешних форм бытового инвентаря.
3. Остатки древнейших поселений Карелии прослеживаются на юго-восточном берегу Онежского озера и к юго-западу от Петрозаводска (по крайней мере, на основании имеющегося сейчас материала).
4. Возможно, что некоторые западные районы, вроде того который представлен Сунскими стоянками, заселялся одновременно и с юго-востока, и с запада, причем об'единение поселенцев из разных мест, сожительство разных родов в одном поселении повело к смешению в их бытовой обстановке разных комплексов.
5. Северная часть Карелии была освоена несколько позднее по-видимому, только в конце третьего тысячелетия до нашей эры или в начале второго тысячелетия.
РАННЯЯ СТАДИЯ ЗАСЕЛЕНИЯ КАРЕЛИИ
Процесс заселения Карелии происходил медленно. В противном случае мы, вероятно, имели бы на древнейших стоянках Карелии совершенно те же бытовые предметы, которые традиционно вырабатывались населением районов, откуда шло заселение. Только при медленном заселении могла происходить в новых условиях жизни, с использованием новых материалов для выделки орудий, постепенная переработка традиционных навыков и выработка новых местных типов орудий, комплекс которых нами условно назван «карельской» археологической культурой. Различие в компонентах этой культуры в зависимости от находок в том или другом районе не исключает, однако, существующей общности в комплексах этих находок, общности, всегда заставлявшей археологов выделять «карельскую» или «олонецкую» группу вещей. Но, кроме немногих, эти вещи настолько чужды по формам одновременным археологическим культурам, обнаруженным на западе, что можно с достаточной уверенностью допускать только слабое участие древнейшего населения Финляндии в заселении Карелии. Как уже отмечалось, больше всего сходства замечается между инвентарем древнейших карельских стоянок и инвентарем одновременных стоянок в Волго-Окском междуречье. Отсюда, естественно, вытекает предположение о том, что Карелия была заселена преимущественно с юга.
….И если я выше говорил о возможности различать в Карелии несколько районов, по-видимому населенных во втором тысячелетии до нашей эры различными племенами, то это положение надо понимать в том смысле, что здесь, очевидно, находилась основная часть этих племен. В действительности же карта населения того времени в Карелии и вообще на северо-западе СССР, если бы мы смогли сейчас восстановить ее, отличалась бы, вероятно, крайней пестротой и притом с различными очертаниями границ расселения для разных моментов за долгий промежуток в тысячу лет.
Суммируя все эти выводы, мы получаем довольно сложную картину исторического процесса развития общества в древней Карелии.
Заселенная небольшими группами первобытных охотников, переселившихся сюда в конце третьего тысячелетия до нашей эры преимущественно с юга, частью с запада, страна была в это время слабо освоена. Отколовшиеся от своих родов, «разделившие огонь» мелкие об'единения охотников селились на больших водных путях, по краю крупных водоемов. Преимущественным видом добывания пищи служило для них рыболовство. Каменный материал, игравший в ту пору колоссальную роль в производстве, оказался на новых местах иным, чем тот, который применялся ранее и с которым были связаны традиционные приемы его обработки.
Только постепенно, с притоком новых поселенцев осваивалась внутренняя и северная часть страны.
Топографические особенности местности и исторически слагавшийся ход заселения страны небольшими выделениями от остававшихся на старых местах родов приводили к расселению мелкими поселениями. А характер производства, особенно охота, с неизбежностью требовал объединения этих мелких групп, связывал их в производственном процессе на более или менее обширной территории. Так постепенно стали складываться новые родовые группировки, которые привели в первой половине второго тысячелетия к образованию племенных об'единений, к единству форм материального быта внутри каждого такого племени; вместе с тем исторически слагавшаяся система или, вернее, бессистемность заселения области и случайность более или менее близких связей между отдельными группами в зависимости от случайно создавшихся первобытных путей сообщения (преимущественно водных) приводили к разбросанности частей отдельных племен, к «чресполосице» освоенных ими охотничьих территорий.
К середине второго тысячелетия до нашей эры религиозные верования, - по крайней мере, у части населения древней Карелии, — вступают в новую фазу, начало которой прослеживается уже ранее — в фазу развитой мифологии с пантеоном своеобразных божеств. Замечательным памятником, свидетельствующим об этом сложном развитии религиозных верований, отдельные этапы которого, к сожалению, не могут еще быть восстановлены за недостаточностью материала, являются петроглифы на восточном берегу Онежского озера Бесов Нос.
Как думаешь, так и живёшь.
Думай о хорошем!
Не к миру надо идти в подмастерья, а к Богу, чтобы стать Мастером.
В конечном счете, каждый человек остаётся лучшим учителем для себя — и сам ставит себе итоговые оценки.