Ю.Ю.Сурхаско. Петрозаводск.
Традиционная культура финно-угров и соседних народов.
Международный симпозиум. П-ск 1997
Тезисы исследования, выполненного при финансовой поддержке РГНФ (грант N95-06-17496)
Традиционная духовная культура карел и финнов, при всей своей верности многовековым традициям, определявшим такие сферы народной жизни, как социальные взаимоотношения (формы брака и семьи, родственные и соседские связи, общественный и семейный быт, обычное право и т.д.), народное творчество (устная поэзия, музыка, танцы, игры, прикладное и декоративное искусство), миропонимание и, в частности, отношение к природе, а также религиозные верования и обряды, постоянно претерпевала более или менее существенные изменения в ходе исторического развития этносов. Под воздействием самых разнообразных факторов (например, контактов с другими народами) происходили соответствующие изменения и в духовной культуре: по мере накопления объективных знаний и опыта переосмыслялись устаревшие обычаи и представления, возникали и пополняли традицию новые явления, в том числе и заимствованные. Адекватно историческим особенностям развития карельского и финского народов эволюция происходила на протяжении всего нашего тысячелетия даже в самой консервативной сфере народной культуры - религии. Как и другие прибалтийско-финские народы, карелы и финны в начале тысячелетия находились, можно считать, на одинаковой позиции языческого комплекса религиозно-магических представлений и культов, который охватывал все стороны человеческой деятельности, взаимоотношений между людьми, отношений к природе и ко всему окружающему миру.В этом комплексе были сосредоточены в сакрализованном виде мудрость и опыт бесчисленных поколений предков, столь необходимые для существования народа в суровых условиях Севера. Однако, дальнейшее развитие карельского и финского этносов, оказавшихся между двумя противоборствующими державами -Швецией и Русью, пошло по разным путям: финны (суоми, хяме, саво) оказались во власти Шведского государства и католической (потом лютеранской) церкви ... Карельское население из западного Приладожья ушло в XVII веке на русские земли, и среди основных причин массового исхода следует назвать, наряду с экономическими и административными притеснениями шведских властей, также притеснения религиозные: в отличие от православного духовенства, которое довольно мягко относилось к соблюдению карелами своих древних, языческих традиций (культа мертвых, веры в духов-халтиа, знахарской практике, колдовства и т.п.), католическая (лютеранская) церковь принялась решительно искоренять из финнов и карел их традиционные верования и обрядность. В результате финны довольно быстро стали отказываться от традиционных верований и магической практики (промысловой, аграрной, знахарской), тем более, что сама практика колдовской магии стала восприниматься как греховное и опасное, связанное с «нечистым» занятие.Подобное отношение отразилось, в частности, и на состоянии заклинательной поэзии: у финнов она утратила свою традиционную поэтичность и мифологическое содержание, тогда как карелы сохранили ее почти в первозданном виде (не случайно Э.Леннрот ввел в «Калевалу» тысячи строк заклинательных рун). Впрочем, многовековое воздействие православия на карельскую заговорно-заклинательную поэзию тоже оставило свой отпечаток в виде обращений за помощью не только к своим языческим божествам и духам (Укко - «верховному богу», духам-предкам «сюндюзет», духам-«хозяевам» и т.д.), но нередко также христианским божествам и святым (Христу, Божьей Матери). Особенно часто христианские персонажи (вплоть до «рабов») упоминаются в заговорах у карельского населения южных районов Карелии, Тверской области, т.е. там, где особенно тесными были связи с православными русскими соседями и где церковь с ее служителями и установлениями имела наибольший авторитет. В ряде случаев христианские (православные) божества могли занять у карел место и функции тех или иных языческих богов (напр. Святой Илья - Пюхя(и)лля вытеснил в южной Карелии «Старика» - Укко), однако древняя основа их сохранялась.
Карелы, приняв православную веру и совершенно искренне считая себя истинными православными (либо старообрядцами), идей вероучения и даже молитв так и не усвоили в большинстве своем, а продолжали вплоть до XX века оставаться хранителями и исполнителями дохристианских культов, лишь придали этим культам и колдовской практике христианизированный вид. Они были уверены, что в своей деятельности они все делают «по-божески»: своими «знаниями», своими силами (силой своего «халтиа»), с помощью духов и божеств. К самым могущественным защитникам и помощникам «рода-племени» относились духи предков - сюндюзет, приравненные к православным святым; сюндюзет часто называли и святые иконы. Поэтому и хоронили своих умерших сородичей на своем деревенском кладбище, чтобы легче было общаться с ними; у финнов принято было издавна хоронить на приходском церковном кладбище. Мертвые продолжали жить в загробном мире и живые должны были поддерживать с ними родственные связи ... Именно эта сфера традиционного религиозного сознания карельского народа сохранилась в довольно полном виде до наших дней даже после того, как политические и экономические катаклизмы разрушили основы национальных культур многих народов нашей страны и карельской - в том числе.
Как думаешь, так и живёшь.
Думай о хорошем!
Не к миру надо идти в подмастерья, а к Богу, чтобы стать Мастером.
В конечном счете, каждый человек остаётся лучшим учителем для себя — и сам ставит себе итоговые оценки.