Косменко М.Г., Кочкуркина С.И. Археология Карелии. Петрозаводск 1996.
Современная ситуация в области изучения древней этнической истории характеризуется широким признанием того факта, что археология располагает ограниченными возможностями воссоздания истории различных древних сообществ, в том числе этносов.
Археологические материалы являются источником фрагментарных сведений по истории древней культуры, тогда как понятие народ, этнос гораздо шире и многограннее. Это тип человеческих сообществ, обладающий всей суммой признаков различного порядка — от физического облика людей до мельчайших деталей материальной и духовной культуры, которые отличают его от других этносов или роднят с ними. Но критериями выделения этносов служат такие относительно устойчивые, массовые черты, как язык, самосознание, занимаемая территория; прямых сведений об этом археологические источники не содержат. Поэтому выяснение этнической принадлежности различных типов древностей представляет собой процесс достаточно сложных изысканий, сопряженных с решением ряда существенных теоретико-методологических проблем.
Э.Г. Карху Карельский и ингерманландский фольклор.
Спб «Наука» 1994
Древность истоков устной традиции побуждала исследователей с вниманием относиться к первым историческим сведениям о соответствующих этносах.
Самое раннее упоминание о предках прибалтийско-финских народностей встречается в сочинении древнеримского историка Корнелия Тацита „Германия" (конец I в. н.э.). Тацит писал о том, что на восточном побережье Свебского (Балтийского) моря обитали варварские племена „эстиев" и „феннов". Как считают комментаторы Тацита, „эстии" были либо германским, либо литво-латышским племенем, от которого затем предки эстонцев заимствовали свое этническое самоназвание. Под „феннами" же подразумевались предки саамов, лопарей, лапландцев — европейская традиция еще долго после Тацита, вплоть до XVIII в., будет называть саамов „финнами", племенем колдунов и волшебников (Такая слава подчас ассоциировалась и с собственно финнами. Напомним, что в поэме Пушкина Руслан и Людмила волшебник Финн представлен природным Фином , а имя его гордой подруги Наины происходит от фин. namen (женщина)) В средневековых скандинавских источниках саамы именовались „рогатыми финнами", а в русской летописи упоминается о „лешей", или „дикой, лопи", — как известно, на территории Карелии, входившей в состав Новгородской феодальной республики, были Лопские погосты. Предки саамов (протосаамы) жили в древности значительно южнее, чем живут современные саамы: протосаамская топонимика обнаруживается даже в районе реки Невы и в южной Финляндии; с продвижением прибалтийско-финских племен на север предки саамов либо ассимилировались с ними, либо отступали к Заполярью.
В.Н. Демин, С.Н. Зеленцов.
К аборигенам Крайнего Севера принято относить два десятка испокон веков живущих здесь малых народов, численность которых медленно, но неуклонно сокращается. Говорят они на разных языках, да и прозывались в разное время по-разному(эти старые и вышедшие из употребления этнонимы далее приводятся в скобках): саамы (лопари, лопь), ханты (остяки), манси (вогулы), ненцы (самоеды), эвенки (тунгусы), нганасаны (тавгийцы), юкагиры, чуванцы (субэтническая группа юкагиров, утратившая свой язык), селькупы (остяко-самоеды), кеты, энцы (енисейские остяки), эвены (ламуты), юги (сымские остяки), чукчи, коряки, кереки, алюторцы, ительмены (камчадалы), эскимосы, алеуты (последние две народности представлены в России лишь частично; основная их масса — если только данное понятие применимо к столь малочисленному населению — проживает в Северной Америке, в Гренландии и на Алеутских островах). По большому счету сюда примыкают и другие северные народы: карелы и финны, коми-зыряне и коми-пермяки, якуты (поскольку территория Республики Саха-Якутии простирается до Северного Ледовитого океана) и даже малые народности Дальнего Востока (такова этнографическая традиция). По языкам — пестроцветие не менее разнообразное. С учетом вышесказанного, обычно выделяются следующие языки: финно-угорские (карелы, коми, манси, марийцы, мордва, саамы, удмурты, ханты и др.); самодийские (нганасаны, ненцы, селькупы, энцы); тюркские (якуты, долганы и др.); монгольские (буряты — безусловно, не северный народ в собственном смысле данного слова, но зато — коренной сибирский); тунгусо-маньчжурские (нанайцы, негидальцы, ороки, орочи, удэгейцы, ульчи, эвенки, эвены); чукотско-камчатские (ительмены, коряки, чукчи); эскимосско-алеутские (алеуты, эскимосы); енисейские (кеты); юкагиро-чуванские (юкагиры); нивхский (нивхи).
12
Как думаешь, так и живёшь.
Думай о хорошем!
Не к миру надо идти в подмастерья, а к Богу, чтобы стать Мастером.
В конечном счете, каждый человек остаётся лучшим учителем для себя — и сам ставит себе итоговые оценки.