Весь


Кочкуркина. Народы Карелии: история и культура.
Петрозаводск 2004


На рубеже I-II тысячелетий н.э. юго-восточное Приладожье (Ленинградская область) и южная часть Карелии были заселены прибалтийско-финским народом, названным в письменных источниках весью. Литература, посвященная истории народа и его происхождению, обширна. Еще русский историк Н.М. Карамзин (1989, с.98) в конце XIX в. писал, что Весь, как и Меря и Мурома, «обратились в Славян, приняв их обычаи, язык и Веру». В 40-50-е гг. XX в. об «исчезнувшем народе веси» и его полной ассимиляции продолжали писать в научной и учебной литературе.

Согласно теории возникновения вепсского народа, сформулированной языковедом Д.В. Бубрихом (1947), прибалтийско-финское племя Vepsii сформировалось около IX в. в юго-восточном Приладожье в районе устьев рек Волхова и Свири, а затем стало заселять Белое и Онежское озера, Заволочье и Олонецкий перешеек. Предположение, основанное только на языковых материалах, не могло удовлетворить исследователей.

В обобщающем исследовании В.В. Пименова «Вепсы» (1965), базировавшемся на анализе и синтезе данных различных гуманитарных наук, изложены взгляды на ключевые моменты вепсского этногенеза, которые в основных своих чертах не потеряли своего значения и сейчас. По мнению исследователя, «...до сих пор этот народ продолжает представлять собою до известной степени историко-этнографическую загадку»; его формирование протекало за пределами Межозерья, «возможно, за Волховом, ближе к Прибалтике, где-то на ее восточной периферии».

В последующие годы в работах археологов, антропологов, топонимистов, этнологов проблема истории веси-вепсов рассматривалась комплексно, с учетом современных научных достижений в различных областях знаний. Выяснилось, что различные группы древних вепсов, расселившиеся на большой территории, в зависимости от этнического окружения, историко-культурных связей и других обстоятельств существенно отличались друг от друга. Но и сегодня утверждать, что найдены ответы на все загадки, в том числе и по происхождению летописного народа весь, мы не можем.

Рассмотрим круг источников, которыми в настоящее время располагают исследователи. Письменные свидетельства. В известной нам самой ранней русской летописи «Повесть временных лет» (начало ее создания положено в XI в.) при перечислении финно-угорских племен упомянуты весь («На Белоозере седять весь»), первая, по информации летописца, заселившая эту территорию, за ней - меря на Ростовском и Клещине озерах и мурома на р.Оке. В списке говорящих на нерусских языках («инии языци») и платящих дань Руси весь помещена между мерей и муромой, т.е., как было уже подмечено (Бубрих Д.В., 1947, с.24-25), между волжскими этническими образованиями. События, связанные с весью, записаны в летописи под 859 и 862 гг.: вначале группа северных племен сообща выступает против варягов, а затем вновь призывает их (об этом подробно рассказывалось ранее). Упоминается весь как участница состоявшегося в 882 г. похода на Киев, возглавляемого князем Олегом. В этом походе кроме веси были представители варягов, чуди, словен, мери и кривичей.

Скудные и лаконичные сообщения западноевропейских источников по сути малонадежны. Готский историк Иордан (VI в.) в перечне племен упоминает Vasinabronkas или Vas (Иордан, 1960, с. 150), что означает, как полагают исследователи, весь. Адам Бременский, немецкий хронист (XI в.), сообщает: «Ibi (in Ruzzia) sunt etian qui dicuntur Alani vel Albani (var Albini), qui lingua eorum Wizzi dicuntu» - «там (на Руси) есть еще такие, которых называют Alani или Albani (Albini) и которые на своем языке называются Wizzi». Датский хронист Саксон Грамматик (XIII в.) упоминает visinnus (цит.по: Пименов В.В., 1965, с.27-28).

В свое время большое внимание уделялось отождествлению летописной веси с вису и ису арабских источников (А.П. Смирнов, В.В. Пименов, Л.А. Голубева). Однако отсутствие серьезных доказательств, кроме похожести этнонимов, сформировало у нового поколения исследователей, в данном конкретном случае, критическое отношение к вольным и далеким от реальности сведениям арабских географических сочинений (Макаров Н.А., 1990, с.131). Отсутствие в дальнейшем упоминаний о веси связано, видимо, с разными обстоятельствами и, в первую очередь, с славяно-русским освоением территории и с последующими процессами ассимиляции. Например, в событии, касающемся Белозерья и помещенном в летописи под 1071 г., вместо этнонима «весь» использован термин «белозерцы» в соответствии с их местом жительства. Возможно, что какая-то часть веси стала выступать на страницах русских письменных источников под собирательным именем «чудь».



Наставление

Как думаешь, так и живёшь.
Думай о хорошем!


Не к миру надо идти в подмастерья, а к Богу, чтобы стать Мастером.

В конечном счете, каждый человек остаётся лучшим учителем для себя — и сам ставит себе итоговые оценки.

Кижи

Наши контакты

Подписаться на новости:

Электронная почта

osta@vottovaara.ru




РГО